воскресенье, 14 марта 2010 г.

Имя оптом и в розницу


Представьте себе такую ситуацию: вы много дней и ночей ломали голову над новым названием для вашей продукции, пересмотрели стопку словарей и, наконец, выбрали его, одно единственное и звучное имя. И только подавая документы на регистрацию, узнаете, что название ваше название! - уже занято.

Неймсквоттинг (регистрация названий с целью их последующей продажи) явление для России новое, а потому четкого отношения к нему до сих пор не выработано.

Тем не менее, этот вид бизнеса активно развивается, и в России появилось уже несколько компаний, которые активно торгуют именами на любой вкус (в их числе можно отметить Брэнд-маркет , Директ-дизайн , ЗАО Информика и другие). При этом средняя рыночная цена имени находится в пределах 2 000-15 000 долларов, что на порядок ниже аналогичных мировых цен (например, в США эта же услуга обойдется вам в 20 000-50 000 долларов и выше).

По словам Александра Мелихова (совладельца рекламного агентства Мелихов и Фелюров , организовавшего Интернет-магазин Брэнд-маркет ), идею этого бизнеса ему подсказал один его знакомый - новокузнецкий производитель мороженого, который сказал, что готов заплатить в несколько раз больше за название "под ключ", поскольку он, с одной стороны, не может ждать полтора-два года, а, с другой стороны, не хочет раскручивать марку без гарантии регистрации.

По сути, это и есть основное преимущество подобного бизнеса возможность гарантированно и в минимальные сроки получить понравившееся название.

Тем не менее, противников у этого явления всё же, наверное, больше, чем сторонников. Действительно, почему производитель должен многократно переплачивать за название посреднику, который сам ничего не производит?

Так, вышеупомянутый Александр Мелихов обратился в свое время к главному редактору журнала Рекламные идеи Андрею Надеину с просьбой, помочь в раскрутке проекта Брэнд-маркет . Однако, последний ответил отказом, заявив, что, во-первых, считает подобный бизнес неэтичным, когда имя, скажем, для молока занято продавцом имен, который не собирается это молоко производить; во-вторых, по его мнению, имя должно содержать в себе концепцию брэнда. И эта концепция должна подходить организации и ее представлению о своем развитии. Разработка имени - это всегда "индивидуальный пошив", ни в коем случае не ширпотреб. Конечно, можно посетить магазин готового платья... Но само сознание того, что это платье похоже на десятки подобных - можно ли с таким сознанием выпустить на рынок что-то оригинальное? Где же тут сильная дифференциация? Где место для убеждений брэнда?

Известный российский специалист в области авторского права Вадим Усков отмечает, что вторая часть понятия неймсквоттинг - squat изначально переводиться, как незаконное вторжение , т.е. понятие это в основе своей несет криминальный оттенок. При этом он замечает, что аналогичная деятельность киберсквоттеров - людей, которые регистрируют на свое имя чужие домены, пользуясь нерасторопностью настоящих владельцев, юридически оценивается как нарушение правил ведения бизнеса.

Птица-тройка - вкус настоящих рыбных консервов

Вообще в России сейчас ситуация в этой сфере напоминает известное выражение "грех не стащить то, что плохо лежит". Десятки организаций и частных лиц пачками регистрируют названия, и Брэнд-маркет с его 900 названиями отнюдь не лидер. Так, например, Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана Мир (!) владеет правами на более чем 2000 товарных знаков, предлагаемых к продаже.

Некто господин Зуйков предлагает к продаже более 1000 наименований (как правило, уже используемых в бизнесе). Компания Майский чай также имеет более 1000 зарегистрированных товарных знаков, готовых к продаже.

При этом бизнес этот ведется поистине с русским размахом. Так, ветераны ассоциации "МИР" просто застолбили за собой товарные знаки "Сказочное", "Сказочная" и "Сказочные". Перечисление товаров и услуг с таким названием занимает несколько страниц: кофе, лапша, печенье, мороженое, торты, безалкогольные напитки, фруктовые соки, а также акушерская, зубоврачебная помощь, пластическая хирургия, санатории, кафе и разведка нефтяных месторождений, исследования в области генеалогии и прокат одежды. И это еще не полный список "сказочных" товаров и услуг, которые, кстати, сам "МИР" не производит и не оказывает. Апогея же чувство юмора компании достигло в регистрации названия "Птица-тройка" не только для птицы домашней (битой), но и для всевозможных разновидностей рыбы консервированной. Скажем, берешь с полки в супермаркете баночку "Птицы-тройки" и не знаешь, что в ней, - сазан или фазан.

Более справедливой нам кажется ситуация, которая сложилась в этой сфере в США. Там регистрация товарного знака не дает права запрещать кому-либо выпускать одноименный товар до тех пор, пока владелец этого знака сам не выпустит на рынок товар с этим именем.

Эта процедура весьма существенно ограничивает бизнес патентных рэкетиров, а также людей, занимающихся перепродажей готовыми именами. Кроме того, на этот бизнес влияют патентные пошлины. Например, одним из вариантов, который ограничил бы аппетиты охотников за названиями , стало бы повышение действующих российских пошлин, что сделает невыгодным присвоение названий десятками, а то и сотнями.

В России пока распространена конструкция, согласно которой исключительные права на товарный знак возникают с момента его регистрации в Патентном ведомстве, а не с момента выпуска товара, как в США.

Эти правила компенсируются тем положением, что в случае неиспользования зарегистрированного товарного знака в течение продолжительного времени (до 3-х лет) владелец знака лишается этого исключительного права.

В заключении, хотелось бы привести мнение Самвела Аветисяна - директора по маркетингу компании Тинькофф . Он считает, что ничего страшного в захвате названий нет пока есть спрос, будет и предложение. Более того, этот вид бизнеса постепенно отомрет - по мере приватизации живого великорусского языка. И тогда ничего другого не останется, как изобретать неологизмы, (что и происходит на Западе появляются ничего не значащие новообразования: Lucent, Altria, Pentium). Ну а пока, конечно же, легче и выгоднее присваивать придуманное, чем самому придумывать. А раз легче значит выгоднее. А где выгода там бизнес. Аморально ли это? Вопрос риторический!

Алейников Вадим

Комментариев нет:

Отправить комментарий